ПУЛЬСАР – устройство связи между троллейбусами

Пульсар в кармане - вид сбоку
Пульсар в кармане троллейбуса – вид сбоку

Представляю принципиальную схему устройства связи троллейбусов с депо – ПУЛЬСАР. Более двадцать лет назад работал я электромонтёром КИПиА, в троллейбусном депо, и в мои обязанности входило содержание в работоспособном состоянии устройства связи троллейбусов с депо. Пульсар представляет собой металлическую коробку, вылитую из алюминия и закрытую с двух сторон жестянками (выполнен в классическом советском стиле). Имеет также ручку для переноса и выносной микрофон. Пульсар в троллейбусе вставляется в металлический «карман». Схема аппарата состоит из нескольких плат: ППП – плата приёма/передачи, ПБП – плата блока питания, ПМ – плата микрофона, ПР – плата реле, а также микрофона и «кармана».

Схема средства связи в троллейбусах - Пульсар
Пульсар – средство связи в троллейбусах. Схема

Описывать устройство не вижу смысла, так как и так, всё (на мой взгляд) понятно. Остановлюсь только на некоторых аспектах. На всех платах своя нумерация радиодеталей (так было в исходной схеме, которую я попытался нарисовать «правильнее»). Мощные выходные транзисторы VT1-VT4 прикручены через изолирующие теплопроводные прокладки к алюминиевому корпусу. Те радиоэлементы, которые не имели обозначений и/или со временем потерялись, обозначены на схеме знаком – «?». Самым интересным в этом устройстве является, конечно, способ передачи сигнала на средних волнах и модуляция (сейчас даже и не представляю какая она, а врать не хочу). А также схемные решения блокировок сигнала, а это – выв. 6 DA1, выв. 7 DA2, выв. 8 DA3, выв.14 DD2.

Из частых неисправностей можно выделить следующие: обрыв проводов шнура от микрофона, расстройка контуров приёмника, отделение магнитов в громкоговорителях и выгорание транзисторов VT3 и VT4.

Плата УП стояла у токосъёмников. Блоки конденсаторов (БКС) предназначены для нормализации связи между троллейбусами и депо, при нескольких подстанциях, питающих троллеи постоянным током напряжением 600 вольт. Так как подстанции имеют малое выходное сопротивление, то сигнал проходил всё хуже при сильном отдалении троллейбуса от депо.

Сейчас связь троллейбусов с депо поддерживают посредством мобильной связи, и так же на всех троллейбусах установлены GPS – навигаторы, которые мониторятся и выводятся как на ПК, так и на мобильные устройства.

Оставьте комментарий