Схема запуска асинхронного мотора в компрессоре

Попросили меня недавно сделать схему запуска мотора в компрессоре воздуха. А дело происходило в городе, где нет возможности приобрести любые радиодетали. Поэтому сразу направление было дано на простую схему и детали, которые можно использовать бывшие в употреблении. Определены и параметры будущей конструкции – простота, надёжность и регулировка времени запуска мотора. Посмотрел несколько схем в интернете. Одну опробовал. Но всё как-то не то. Придумал свою схему. Опробовал. Всё работает. Простая. Думаю надёжная. Регулирует импульс запуска в пределах 0..10 секунд. Основной недостаток – пауза между запусками примерно 4 секунды. Зато простая. Вот схема:

Схема запуска асинхронного мотора в компрессоре
Запуск асинхронного мотора в компрессоре. Схема

Схема питается через сетевой трансформатор Т1. Его выходное напряжение должно соответствовать рабочему напряжению применяемого реле К1. У меня был в наличии малогабаритный трансформатор, но схему, запросто, можно запитать напрямую, через ёмкостной делитель. К1 – реле запуска. C3 – предотвращает дребезг контактов при выключении реле. Транзисторы VT1 и VT2 собраны по схеме Дарлингтона, обеспечивают большое усиление. Резистор R3 повышает входное сопротивление транзисторов. Конденсатор C2 и сопротивление резистора R2 – времязадающие. Резистор R1 и диод VD2 – обеспечивают быстрый разряд конденсатора C2 при пропадании напряжения питания. Рабочее напряжение конденсаторов должно быть, как минимум, в два раза выше, чем напряжение питания. Контакты реле должны обеспечивать рабочий ток пусковой обмотки. В схеме применил реле от зарубежного автомобиля с сопротивлением обмотки – 82 Ома. Транзистор VT2 установлен без радиатора. Вся схема собрана на куске твёрдого линолеума объёмным монтажом и заключена в автомобильную пластиковую аптечную коробку, которая закреплена на компрессоре.   

Оставьте комментарий