Бахрома, сосулька и звёздочка

Гирлянды в нашей жизни, это всегда праздничное настроение. Гирлянды бывают очень разнообразными. К гирляндам я отношу и световую рекламу, ведь это совершенно одинаковые устройства, просто по-разному оформленные. Так и хочется сказать, что где-то существует страна Гирляндия – в которой всегда хорошее настроение, радость и смех.

Предлагаю вашему вниманию схему гирлянды – Бахрома, сосулька и звёздочка.

Эту схему мне навеяла сама природа, а именно сосульки, которые являются неотъемлемой частью атрибутов зимы. Сосульки как растут, так и уменьшаются – тают. Сосульки часто висят своеобразной бахромой. И смотрится эта бахрома просто обворожительно, особенно когда на сосульки светит солнышко.  Некоторые части сосулек, отражая свет, переливаются весёлыми бликами – звёздочками. И, как правило, сосульки «ветки бахромы» имеют разную длину.

Всё это и было максимально реализовано в данной схеме – рост и таяние сосулек, и бахрома из них, и блики звёздочек на капельках воды, на концах сосулек.

Схема Бахрома, сосулька и звёздочка
Бахрома, сосулька и звёздочка. Схема

Объединив несколько «сосулек» четырёхпроводной шиной, можно получить «бахрому», при этом переключатели управления режимами SA1 и SA2 вынесен в отдельный «пульт управления» расположенный в доступном месте, рядом с блоком питания.

Количество светодиодов в сосульке может быть от 3 до 10. «Звёздочками» могут быть, в принципе, любые светодиоды в ветке – сосульке. Но, в схеме указан последний светодиод.

В своей схеме я реализовал два режима работы гирлянд – Сосулька и Бахрома, переключаемые вручную общим переключателем SА2 (который можно, при желании и не устанавливать). По сути, я просто объединил мультивибратор (25 сек./2 сек.) на транзисторах VT3, VT4 и светодиодный индикатор уровня (VT5..VT11). И ещё добавил RC – цепочку для плавного роста и плавного «таяния» сосульки. Всё стандартно и объяснять больше нечего.

Режим «Звёздочки» реализован с помощью другого мультивибратора на транзисторах VT1 и VT2. Данное схемное решение позволяет получить вспышку последнего светодиода сосульки, независимо от того, сетится в данный момент он или нет. В принципе, схему можно переработать таким образом, чтобы этот режим работы можно было включать при полностью погашенной бахроме, но считаю это лишним.

Немного о деталях. Транзисторы можно использовать любые маломощные, к примеру – 2SC184. В качестве диодов любые импульсные, к примеру – 1N4148. Светодиоды – любые сверхяркие. Цвет свечения или белый, или синий (голубой), а так же любой который вам нравится . Количество светодиодов в сосульке можно изменять от 3 до 10 по вашему усмотрению (с соответствующим изменением схем). Блок питания нужно применять с запасом по мощности, руководствуясь количеством включенных светодиодов в бахроме.

Оформление. Веточки сосулек можно выполнить как просто открытой цепочкой светодиодов (и радиодеталей) в бахроме, так и в виде отдельных сосулек. Для этого веточку светодиодов HL1..HL7 нужно обернуть несколькими слоями целлофана в виде длинного кулёчка. Целлофан так же скроет радиодетали схемы. Кулёчки нужно подключать через четырёхштырьковые разъёмы (хотя конечно можно и без них) к несущей четырёхпроводной траверсе, подключенной к пульту управления.

Добавлю немного для юных. Изменяя номиналы конденсаторов С1, С2 и С4, С5, а также резисторов R2, R3 и R6, R7 можно добиться нужной частоты переключения «Звёздочек» и таяния «Соулек» соответственно. От номинала конденсатора С3 зависит время вспышки звёздочки и продолжительность угасания.  С4 – время «жизни» сосульки, С5 – время «жизни» сосульки при максимальной длине. С6 – скорость роста и таяния сосульки.

P.S.: Звёздочку можно сделать автоматической (и убрать один провод), то есть она начнёт моргать, когда сосулька дорастёт до максимального размера. Для этого минус генератора Звёздочки нужно запитать через коллектор транзистора VT11, правда и сам генератор должен быть рядом.

P.P.S.: Немного помечтаю о других режимах «бахромы». Можно попытаться сделать «бахрому» в виде падающего снега, то есть в каждой сосульке сделать режим бегущего огня с изменением количества Снежинок – одна снежинка, через один промежуток (через два, три, четыре – десять), может с автоматическим перебором промежутков. Или, к примеру, устроить на бахроме баталию между снежной мухой и пауком. Муха (снежинка) должна перемещаться по бахроме быстро (вверх – вниз, вправо – влево), паук (черный – выключенный пиксель) медленно, иногда зависая на одном месте. Они иногда могут и совпасть, но муха вырвется из лап паука и далее продолжит свой путь. Как реализовать эти режимы? Первый, можно попытаться реализовать и простыми схемными решениями. А вот «баталию», быстрее всего, только на контроллере с Ардуино и с адресуемыми светодиодами. В таком случае, «бахрому» можно и разукрасить в другие цвета, и прибавить режим цветомузыки, часов, с выводом текста поздравлений, со смещением снега в сторону.

Оставьте комментарий